Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 79 человек

Руководителя физического воспитания по плаванию

Дата: 18 апреля 2015 в 21:33, Обновлено 2 ноября 2015 в 20:16

 

Плавание ЭТО ДВИЖЕНИЕ В ВОДЕ, ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСТАНЦИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙЙ.НЕ СТОИТ ПУТАТЬ ЕГО С КУПАНИЯМИ. КОНЕЧНО, КУПАНИЯ ТАКЖЕ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАРЯДА ПОЗИТИВА И ОБЩЕГО ТОНУСА, НО С ПЛАВАНИЕМ ИХ НЕ СРАВНИТЬ ОНО В РАЗЫ ПОЛЕЗНЕЕ. 

Для чего нужно плавание?

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.
Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблематики, по нашему мнению все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. И поэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.
Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.  Специфические особенности воздействия плавания на организм человека
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.
Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.
Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.
При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.
Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.
Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.  И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца.  Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.
При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.
Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

 

 

Комплекс упражнений в домашней ванне

Обучаться плаванию можно даже дома. Для этого разработан специальный комплекс упраж­нений. Глубина воды — выше колена.

«Умываемся» — сидя на дне, набираем воду в ладони и умы­ваемся.

Ай, лады, лады, лады — Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

«Сделай ямку» — сидя на дне, выполнять энергичные выдохи на поверхности воды так, чтобы образовывались ямки.

«Дырка» — то же, что и в пре­дыдущем упражнении, но выды­хать так сильно, чтобы ямка была глубокой.

«Подуй на игрушку» — по­дуть на плавающую по поверх­ности игрушку, выдыхая через рот так, чтобы игрушка переме­щалась (лучше использовать кораблик).

Как по речке, по студеной,

Плыл кораблик золоченый,

В ярких праздничных цветах,

На раздутых парусах.

«Выдохи в воду» — выдыхать в воду, произнося «пэ» (длинно, но энергично); «фу» (энергич­но и чуть затянуто); «ха» (энер­гично и затянуто).

«Фонтан» — сесть на дно, упор руками сзади, ноги выпря­мить, поднимать и опускать ноги.

«Крокодил» — принять упор лежа на прямые руки, ноги выпрямить (они должны всплыть), поднимать и опус­кать ноги.

«Водолаз» — поднять игрушку, лежащую на дне ванны (глаза открыты, рот закрыт). Глубина воды по пояс.

«Медуза» — выполнить глубо­кий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, со­гнуться, лечь на воду, полежать свободно.

«Поплавок» — повторить уп­ражнение «Медуза», подтянуть колени и подбородок к груди, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. (Упражнение вы­полняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть ника­ких резких движений, необходи­мо принять устойчивое положе­ние.)

«Звезда» — сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду на грудь и живот, развести руки и ноги в стороны, полежать. Потом выполнить «звезду» на спине.

«Похлопай в ладоши» — это упражнение используется в том случае, если ребенок захлебнул­ся. Нужно резко поднять руки вверх и похлопать над головой.

УЧИМСЯ ДЫШАТЬ В ВОДЕ И НА СУШЕ       ​ 

 Задержка дыхания. Попросите малыша на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.

Длительная задержка дыхания. Делаем вместе глубокий вдох, задерживаем дыхание, считаем «про себя» до 7-8. Делаем выдох.

Громкий выдох. Делаем глубокий вдох, задерживаем чуть-чуть дыхание. Плотно сомкнув губы, после этого делаем быстрый энергичный выдох, пытаясь при этом громко произнести «ху!».

 Крошки на столе. Просим ребёнка сдуть со стола крошки, которые он видит.

Листочек. Теперь давайте возьмём на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Просим ребёнка поднять ладонь до уровня подбородка, чтобы листочек оказался ото рта на расстоянии примерно 15 см. Пусть сдует его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось?

Надуй шар. Пусть малыш пробует надувать воздушный шарик, а мы на него посмотрим и похвалим. Сопротивление воздуха, наполнившего шарик, и постоянное стремление шарика «сдуться» естественным образом заставляют ребёнка надувать шарик с помощью быстрых энергичных выдохов, условия отчасти аналогичны дыханию в воде.

 

Дорогие родители, 

как научить ребёнка не бояться воды!

      Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности. Постараюсь в своей статье дать совет, как преодолеть этот барьер.   Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обосновано - ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения детей плавать.

Так, как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?

Есть только единственный способ - научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя  принимать решение приступить к занятиям по плаванию с ребенком немедленно. "И малышу польза, и нам спокойнее", - резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!                                                                       И так, начну с того, как тело человека может плавать.                                                                  В целом, тело человека тяжелей воды, так как состоит преимущественно из нее. Что же позволяет  человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в легких, и немного его есть в кишечнике. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде. Теперь давайте разберемся, почему человек тонет на воде? И, вообще, почему одни тонут, а другие нет? Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, то он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Человеком овладевает сильнейший страх, который перерастает в панику. Этот панический страх заставляет человека приложить максимум усилий для поднятия тела из воды. Через три минуты расходуется весь запас сил. После этого человек  может утонуть.                             Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.                        Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще неправильное воспитание - это одна из наиболее распространенных причин. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д. Еще чаще бывают  такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребенок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать бассейн.

Как же преодолеть чувство страха?

1.     Приучать ребенка  к воде нужно  с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям

2.     Как можно больше играйте с ребенком в воде. Положительные эмоции - наши главные помощники!

3.     Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него

4.     Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить - поплывешь. Ребенок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей

5.     Никогда не смейтесь над страхами ребенка

6.     Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. (Вон Вася уже плывет, а ты что - хуже?) У ребенка возникнет комплекс неполноценности

7.     Не показывайте ребенку свой страх (особенно при первом посещении бассейна)

8.     Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях

9.  Не обучайте  технике плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

Самое главное - будьте терпеливы! Со временем ребенок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - РЕЗУЛЬТАТ!  Есть ли средство от страха? Конечно! Оно - в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни. Наш главный эликсир - это наша воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить  наших детей, и тогда все будет хорошо!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.