Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Временные перебои в работе с платежами
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 81 человек

Образовательный стандарт Дошкольного образования

Дата: 22 апреля 2015 в 17:52, Обновлено 22 апреля 2015 в 20:33
П А С Т А Н О В А

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 декабря 2012 № 145
Об отмене постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 151
 
На основании подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 ”Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования“, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Отменить со дня принятия постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 151 ”Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования”.
 
Министр                                                                  С.А.Маскевич                                                                       
 
ПАСТАНОВА   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования
 
На основании пункта 3 статьи 143 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые образовательные стандарты дошкольного образования.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Министр                                                                С.А.Маскевич                                                              
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
29.12.2012 № 146_______
 
 
 
 
 
 
 
Образовательные стандарты
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Адукацыйныя стандарты
ДАШКОЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
Educational standart
PRESCHOOL EDUCATION
 
1. Область применения
Настоящие образовательные стандарты дошкольного образования (далее – образовательные стандарты) устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников.
Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:
республиканскими органами государственного управления;
местными исполнительными и распорядительными органами;
учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее – дошкольные учреждения);
учреждениями высшего образования и учреждениями дополнительного образования взрослых, осуществляющими подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников для системы дошкольного образования;
научно-методическими учреждениями, участвующими в разработке учебных программ и учебных планов дошкольного образования.
Образовательные стандарты применяются при разработке учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
2. Термины и определения
В настоящих образовательных стандартах применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Базовый компонент – обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования и отражает сущность направлений развития воспитанников и содержание соответствующих им образовательных областей.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности воспитанников.
Воспитанник – лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в дошкольном учреждении уменьшено по желанию их законных представителей.
Качество дошкольного образования – соответствие образования требованиям образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного (специального) образования.
Образовательные стандарты дошкольного образования – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.
Образовательная программа дошкольного образования – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами дошкольного образования.
Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями.
Образовательный процесс – воспитание и обучение, организованные дошкольным учреждением в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования.
Педагогическая диагностика – выявление динамики развития, успешности воспитания и обучения воспитанников с использованием методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.
Развитие – это целенаправленное формирование значимых для самоценности социума знаний, умений и навыков, воспитание положительных черт личности.
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Система дошкольного образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. 
Компоненты системы дошкольного образования:
участники образовательного процесса (воспитанники, их законные представители, педагогические работники);
образовательная программа дошкольного образования;
дошкольные учреждения;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;
республиканские органы государственного управления;
иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования – педагогически адаптированная и научно обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей раннего и дошкольного возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития воспитанника. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое. Содержание каждого направления конкретизируется отдельными дидактическими единицами содержания – образовательными областями: физическая культура, ребенок и общество, элементарные математические представления, ребенок и природа, развитие речи и культура речевого общения, обучение грамоте, искусство.
Содержание дошкольного образования сверх базового компонента определяется закономерностями развития детей в дошкольном возрасте, способствует расширению и раскрытию возможностей, удовлетворению индивидуальных потребностей каждого воспитанника с учетом зоны его ближайшего развития в условиях разных видов деятельности. Содержание образовательного процесса сверх базового компонента не дублирует содержание базового компонента.
Типовой учебный план дошкольного образования – технический нормативный правовой акт, устанавливающий перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимальную допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю.
Учебный план дошкольного учреждения – это учебно-программная документация, которая разрабатывается дошкольным учреждением на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный правовой акт, определяющий цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
Экспериментальный учебный план дошкольного учреждения – план, который апробируется в дошкольном учреждении, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
3. Общие положения
3.1 Задачи образовательных стандартов
Образовательные стандарты призваны обеспечить:
оптимальную степень упорядочения структуры, содержания дошкольного образования, его результатов, объема оптимальной учебной нагрузки для детей раннего и дошкольного возраста;
преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования;
регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей дошкольного образования, повышении его качества.
3.2 Структура образовательных стандартов
Образовательные стандарты раскрывают область их применения, содержат определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включают:
цели и задачи дошкольного образования;
общие требования:
к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
к организации образовательного процесса;
к срокам получения образования;
к уровню подготовки воспитанников.
4. Цель и задачи дошкольного образования
Целью дошкольного образования являетсяразностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Задачи дошкольного образования:
охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружающему миру, гуманных взаимоотношений с окружающими;
обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации и саморазвития;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей;
формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры;
обеспечение преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования.
5. Требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программе дошкольного образования
5.1 Общие требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования должна включать содержание (образовательные стандарты, научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования на основе образовательных стандартов разрабатываются типовой учебный план дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования.
Дошкольное учреждение на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывает учебный план дошкольного учреждения.
Порядок организации разработки и утверждения учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования установлен Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Все образовательные области типового учебного плана дошкольного образования для реализации содержания учебной программы дошкольного образования должны быть обеспечены учебно-методической документацией, учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами.
В образовательном процессе используются учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
5.2 Требования к разработке типового учебного плана дошкольного образования
5.2.1 Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается на основе настоящих образовательных стандартов и включает:
перечень образовательных областей;
количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;
общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю;
максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах).
5.2.2 Наименование образовательных областей определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
5.2.3 Максимальная допустимая учебная нагрузка и общее количество учебных часов в неделю устанавливается Министерством образования Республики Беларусь при наличии заключения организаций и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству.
5.2.4 Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей в соответствии с возрастом воспитанников, их индивидуальными особенностями развития, на длительность одного учебного часа (занятия (игры)), установленную санитарно-эпидемиологическим законодательством в зависимости от возраста воспитанников.
5.2.5 Типовой учебный план дошкольного образования является основой для разработки:
учебного плана дошкольного учреждения с учетом особенностей контингента детей учреждения и ресурсных условий (кадровых, материально-технических);
учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений детей с особенностями психофизического развития;
учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год.
 
 5.3 Структура типового учебного плана
Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 1.
 
Таблица 1
Структура типового учебного плана дошкольного образования
№ п/п
Перечень образовательных областей
количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников
 
 
Второго раннего возраста
(от 1 года до 2 лет)
Первая младшая
(от 2 до 3 лет)
Вторая младшая
(от 3 до 4 лет)
средняя
(от 4 до 5 лет)
старшая
(от 5 до 6 лет)
старшая
(от 6 до 7 лет)
1.
Физическая культура
1
2
3
4
4
4
2.
Ребенок и общество
2
2
2
2
1
1
3.
Элементарные математические представления
-
-
0,5
1
1
1
4
Ребенок и природа
-
-
0,5
1
1
1
5
Развитие речи и культура речевого общения
1
2
2
2
2
2
6
Обучение грамоте
 
 
 
 
1
1
7
Искусство
1
4
4
5
5
5
 
Общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю, в том числе при организации образовательных услуг сверх содержания образовательных областей
5
10
12
15
 
 
 
2*
15
 
 
 
3*
15
 
 
 
3*
 
Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах) 2
0,4-0,6
1,6
3
5,6
7,5
9
1Под учебными часами в учреждении дошкольного образования понимается длительность проведения специально организованных форм образовательного процесса – игры (занятия), соответствующей возрастным возможностям воспитанника согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству.
2Максимальная допустимая учебная нагрузка определяется путем умножения общего количества учебных часов в неделю, отведенных на изучение образовательных областей по группе воспитанников на длительность одного учебного часа (занятия) в зависимости от возраста воспитанников.
      *Учебные часы, отведенные на реализацию образовательных услуг сверх содержания следующих образовательных областей: «Развитие речи и культура речевого общения»: «Иностранный язык»; «Детское ручное ткачество», «Хореография».
 
5.4 Требования к организации образовательного процесса
5.4.1 Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.
Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично. Общая продолжительность каникул, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся, составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней; зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
5.4.2 Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом дошкольного учреждения.
5.4.3 Образовательный процесс осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
5.4.4 Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, дежурство и другие.
При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.
5.4.5 Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.   Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.
5.4.6 Образовательный процесс осуществляется в группах (подгруппах) или индивидуально.
 
Воспитанники объединяются в группы:
общего назначения:
первого раннего возраста (до 1 года);
второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
первую младшую (от 2 до 3 лет);
вторую младшую (от 3 до 4 лет);
среднюю (от 4 до 5 лет);
старшую (от 5 до 7 лет);
разновозрастную (от 1 года до 7 лет);
санаторные:
первого раннего возраста (до 1 года);
второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
первую младшую (от 2 до 3 лет);
вторую младшую (от 3 до 4 лет);
среднюю (от 4 до 5 лет);
старшую (от 5 до 7 лет);
разновозрастную (от 1 года до 7 лет);
интегрированного обучения и воспитания;
специальные группы.
5.4.7 Наполняемость групп не должна превышать:
первого раннего возраста – 7 воспитанников;
второго раннего возраста – 10 воспитанников;
первой младшей – 15 воспитанников;
второй младшей – 20 воспитанников;
средней – 20 воспитанников;
старшей – 20 воспитанников;
разновозрастной – 12 воспитанников;
санаторной первого раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной первой младшей – 10 воспитанников;
санаторной второй младшей – 15 воспитанников;
санаторной средней – 15 воспитанников;
санаторной старшей – 15 воспитанников.
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются для детей в возрасте до трех лет и для детей в возрасте от трех до восьми лет.
Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:
ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
не более двух лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.
Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:
не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащие, или незрячие, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
не более трех лиц с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.
Наполняемость специальных групп составляет:
для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 12 воспитанников;
для неслышащих детей – 6 воспитанников;
для слабослышащих детей в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 8 воспитанников;
для незрячих детей – 6 воспитанников;
для слабовидящих детей в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников;
для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников;
для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников;
для слепоглухих детей – 2 воспитанника;
для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников;
для детей с ранним детским аутизмом – 6 воспитанников;
для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 8 воспитанников;
для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) – 3 воспитанника;
для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – 6 воспитанников;
для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью – 4 воспитанника;
для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями – 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), – 3 воспитанника.
Учредитель дошкольного учреждения может устанавливать меньшую наполняемость групп в порядке, установленном законодательством.
5.4.8  Для получения информации об эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также о динамике развития, успешности воспитания и обучения воспитанников дошкольных учреждений проводится психологическая и педагогическая диагностика.
При оказании психологической помощи применяются методы и методики психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психологической профилактики, психологического просвещения, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
При оказании психологической помощи педагог-психолог информирует законного представителя несовершеннолетнего о целях, формах и методах оказания психологической помощи, а также о наличии у него права отказаться от предлагаемых методов оказания психологической помощи, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010., № 170, 2/1708).
Педагогическая диагностика осуществляется воспитателем в тесном сотрудничестве с другими педагогическими работниками. На основе результатов диагностики воспитателем и педагогом-психологом дошкольного учреждения составляется характеристика на воспитанника. В ней указываются:
дата заполнения;
сведения о воспитаннике и его семье: фамилия, имя собственное ребенка, дата и год рождения, возраст на момент обследования, домашний адрес, фамилия и инициалы законных представителей воспитанника, их образование, род занятий, состав семьи, материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные);
данные о готовности воспитанника к обучению на первой ступени общего среднего образования: характеристика физического, социально-нравственного и личностного, познавательного, речевого, эстетического развития;
заключение.
Характеристика подписывается воспитателем, педагогом-психологом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
5.4.9 Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
5.5 Требования к срокам получения дошкольного образования
Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
5.6 Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения обусловлены целями, задачами и содержанием дошкольного образования и включают ожидаемые результаты развития воспитанника, которые определены показателями воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет (далее – показатели).
Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей в возрасте 5–7 лет (уровень образованности), ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленными на достижение установленной образовательной цели.
Физическое развитие воспитанника
Образовательная областьФизическая культура
·     Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
·     Проявляет основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила).
·     Владеет элементами спортивных упражнений (катание на коньках, плавание и др.) и спортивных игр (баскетбол, хоккей, теннис и др.). Играет с удовольствием.
·     Занимается физическими упражнениями с удовольствием.
·     Проявляет элементы творчества при выполнении физических упражнений, игр, интерес к соревнованиям со сверстниками в выполнении физических упражнений; умеет организовать подвижные игры со сверстниками.
·     Владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА
Образовательная область: Ребенок и общество
·     Принимает взрослого в качестве педагога, требованиям которого он доверяет. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях. Здоровается, прощается, благодарит взрослых по собственной инициативе или при напоминании. Действует по устной инструкции взрослого. Стремится к доброжелательному вниманию уважению, взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослых, сотрудничеству с ними. Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия.
·     Осознает себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем).
·     Устанавливает родственные отношения, проявляет интерес к истории своей семьи.
·     Здоровается, прощается, благодарит сверстников по собственной инициативе или при напоминании. Стремится к взаимопониманию и сопереживанию. Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками.
·     Планирует совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера. Гибко использует коммуникативные умения при общении.
·     Умеет общаться со взрослыми и сверстниками, играть в различные игры. Проявляет навыки общения с детьми разного возраста, внимание к эмоциональному состоянию детей и взрослых. Выражает готовность проявить заботу, сочувствие.
·     Проявляет отзывчивость, просит о помощи и оказывает ее.
·     Знаком с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, деревьями, цветами, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).
·     Знаком с понятием «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города (села), своей Родины.
·     Знаком с этническими признаками жителей республики, языком народа, лучшими качествами белорусов (доброта, отзывчивость и т.д.).
·     Имеет представление о том, какие трудности возникают в жизни других людей, в том числе пожилых людей (бабушек и дедушек), инвалидов (взрослых и детей).
·     Проявляет самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях.
·     Соблюдает правила личной гигиены, владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, чистит зубы, моет руки после туалета и др.), проявляет элементарные навыки самообслуживания.
·     Относится положительно к выполнению оздоровительных мероприятий (воздушные, водные процедуры и др.).
·      Принимает участие во всех видах детской деятельности. Проявляет предпосылки учебной деятельности (внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого, самостоятельно действует по заданию педагога, проявляет творческую инициативу, готов к волевому усилию для преодоления трудностей).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА
Образовательные области: «РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО», «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ», «РЕБЁНОК И ПРИРОДА», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ», «ИСКУССТВО»
·     Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации.
·     Задает вопросы о назначении предметов, причинах и последствиях явлений (природных, социальных, экологических). Группирует, классифицирует и строит серию из 5 – 10 предметов и явлений по 1 – 3 признакам.
·     Выделяет форму в объектах (конструкциях, деталях строительного материала), анализирует форму предмета, подбирает материал определенной формы для создания выразительного образа.
·     Различает цвета спектра и оттенки, знаком с приемами создания новых оттенков цвета.
·     Ставит перед собой задачу запомнить. Владеет логическими операциями – анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует.
·     Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Мысленно изменяет пространственные положения объекта, его частей, осуществляет преобразование. Использует условно-символические изображения (графические схемы, планы, модели). Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
·     Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия.
·     Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий.
·     Владеет сенсорными эталонами, перцетивными действиями, связанными с познанием.
·     Выполняет предметно-орудийные, обследовательские действия, использует для исследования предметов и явлений элементарные измерительные приборы (весы, увеличительное стекло и т.д.) и материалы.
·     Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.
Образовательная область:
Элементарные математические представления
·     Находит «один» и «много» среди предметов и явлений окружающего мира.
·     Считает предметы до 10.
·     Узнает цифры от 0 до 9.
·     Делит целое на 2 – 8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Адекватно условиям употребляет слова «часть», «половина».
·     Раскладывает предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.
·     Знает и называет геометрические фигуры.
·     Устанавливает пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.).
·     Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.
Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА
·     Имеет представления об элементарном строении, функциях и гигиене органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа).
·     Владеет навыками ухода за животными и растениями, выполняет поручения заинтересованно и доброжелательно.
·     Имеет элементарные представления о климате, животных (домашних и диких), растениях, сезонных изменениях в природе.
·     Соотносит наличие типичных обитателей (2 – 3 животных) и растений с особенностями природных сообществ (леса, луга и т.д.) и особенностями климата: в холодных краях (зима длинная, холодная; лето короткое, прохладное), в жарких краях (зимы нет, жаркое лето), в средней полосе (не очень холодная зима и не жаркое лето).
·     Устанавливает причинно-следственные связи: зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных, между особенностями внешнего вида животных, их поведением и средой обитания и др.
·     Понимает необходимость бережного отношения к живой природе, энергетическим ресурсам.
·     Имеет представления о том, что смена сезонов зависит от Солнца.
·     Выполняет правила поведения в природе.
·     Проявляет гуманное отношение к живому существу и природному сообществу; владеет навыками рационального природопользования («не сорить», «не ходить в парке по специальным дорожкам, а не по газону» и др.).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКА
Образовательная область:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
·     Различает обобщающие понятия.
·     Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
·      Владеет навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.
·     Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова.
·     Имеет представление о грамматической структуре речи.
·     Владеет навыками фонематического восприятия речи.
·     Умеет правильно произносить все звуки русского языка.
·     Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие — изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, л – р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
·     Определяет правильное произношение.
·     Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения.
·     Проявляет культуру общения.
·     Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.
·     Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
·     Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности.
Образовательная область:
РАЗВІЦЦЁ МАЎЛЕННЯ І КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСІН
·     Адрознівае беларускае і рускае маўленне.
·     Разумее беларускую мову, умее адказваць на пытанні педагога.
·     Валодае некаторымі асаблівасцямі граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў (садавіна, агародніна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясëлы гармонік); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнікаў (бераг – на беразе, гарох – у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнікаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цëтчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) і найвышэйшай формаў прыметнікаў (вышэйшы за ўсіх, найпрыгажэйшы); прыметнікаў (уранку, узімку).
·     Валодае спецыфічнымі беларускімі марфолага–сінтаксічнымі зваротамі (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго і інш.).
·     Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі: дж, дзь, ць, фрыкатыўныя г, г; заўсëды цвëрдыя гукі ч, р, гукаспалучэнні шчізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гукі ў у словах і фразах, а таксама вымаўляе словы з падоўжанымі зычнымі ў словах (калоссе, варэнне), ненаціскныя галосныя, рускія і беларускія словы, падобныя па гучанні (зверек – звярок, ночь – ноч і да т.п.).
·     Узнаўляе кароткія літаратурныя творы на беларускай мове.
·     Валодае элементарнымі навыкамі зносін на беларускай мове.
·     Заўважае моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай.
·     Складае самастойныя выказванні на беларускай мове.
Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
·     Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию.
·     Подбирает слова с заданным звуком.
·     Делит двух-, трехсложные слова на слоги.
·     Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова.
·     Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением, понимает смыслоразличительную роль ударения.
·     Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2-4 слов без предлогов и союзов.
·     Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
·     Правильно употребляет в речи термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Эстетическое развитие воспитанника
Образовательная область: Искусство
·     Воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик, интерес к музыке разных жанров. Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет:
характер музыки (веселый, грустный, нежный, взволнованный, загадочный, торжественный, решительный, важный и др.);
средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость её звучания;
жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности;
голоса исполнителей (женский, мужской, детский).
·     Проявляет интерес к самостоятельному музицированию на детских музыкальных инструментах.
·     Поет выразительно, протяжно, без напряжения, естественным звуком; эмоционально откликается на содержание песни; четко и правильно произносит слова. Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.
·     Проявляет интерес к музыкально–ритмической деятельности. Воспринимает музыку и двигается в соответствии с её характером,ритмично, пластично, выразительно, передавая с помощью движений характерные черты музыкального образа. Водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение, исполняет разные виды танцевальных движений, шаги, ритмичные хлопки, пляски и танцы, свободно ориентируется в пространстве. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество.
·     Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представления о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.
·     Рисует предметы, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности, различные цвета, линии (сплошная, штрих и другие), ритм. Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисованием различных линий и условных графических знаков из 1 – 3 элементов в ограниченном пространстве, штриховкой различных фигур уверенными движениями.
·     Лепит предметы, декоративные элементы по замыслу, самостоятельно выбирает сюжет, создает композицию в зависимости от сюжета. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), детализацию).
·     Владеет аппликацией предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Выполняет аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Строит композицию. Использует детализацию.
·     Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (бросового) материала, бумаги (по образцу, условиям, замыслу, модели). Использует разные способы конструктивной деятельности, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала, учитывает свойства конструктивного материала.
·     Проявляет интерес к слушанию сказок, рассказов, рассматриванию иллюстраций в книге, просмотру спектаклей, эмоционально реагирует на воспринятое.
·     Имеет представления о литературных произведениях разных жанров, может назвать любимый персонаж.
·     Выразительно читает небольшое стихотворение, пересказывает самостоятельно (или по вопросам) короткий рассказ, сказку, отвечает на вопросы по поводу их сюжета, содержания, поведения героев произведения.
·     Составляет рассказ, сказку, короткую историю (по опорной схеме, опорным словам, по плану, по началу), используя игрушки или картинки.
·     Самостоятельно (либо совместно со взрослым, под его руководством) драматизирует знакомые литературные произведения либо их эпизоды.
·     Владеет некоторыми приемами кукловождения (марионеток, кукол с «живой рукой», би-ба-бо, планшетных кукол, пальчикового театра, театра Петрушки и др.).
·     Имеет опыт совместного художественного творчества (в театрализациях, кукольных спектаклях, подготовке и оформлении декораций к ним и т.д.).
 
5.7 Требования к качеству дошкольного образования
Контроль, самоконтроль за обеспечением качества дошкольного образования воспитанников осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами, дошкольными учреждениями на основании критериев оценки качества дошкольного образования (Таблица 2).
Таблица 2
Критерии оценки качества дошкольного образования
Составляющие качества дошкольного образования
Критерии
Показатели
Качество услуг дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг
Прогности-чность, ресурсообе-спеченность социально-педагогического заказа на образовательные услуги.
Удовлетворенность главных заказчиков
 
 
Состояние формирования социально-педагогического заказа на образовательные услуги дошкольного учреждения:
наличие банка данных о детях;
оптимальность комплектования дошкольного учреждения;
уровень формирования ресурсных условий для обеспечения качества реализации образовательной программы дошкольного образования и предоставляемых услуг в соответствии с запросами.
Уровень удовлетворенности главных заказчиков качеством дошкольного образования воспитанников (оценка родителей, официальные итоги проверок служб государственного контроля и др.)
Качество здоровьесбе-регающей системы в дошкольном учреждении
Здоровьесбе-регаемость
 Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов.
Наличие углубленных медицинских осмотров детей.
Состояние здоровья детей.
Анализ заболеваемости детей.
Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка.
Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении утвержденным нормам.
Адекватность принимаемых мер по профилактике заболеваемости.
Рациональность и сбалансированность питания.
Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня.
Распределение обязанностей, ответственности сотрудников в реализации содержания дошкольного образования воспитанников, организации образовательного процесса.
Стиль взаимодействия с воспитанниками.
Статусная роль родителей в обеспечении дошкольного образования их ребенка.
Динамика состояния здоровья за период пребывания воспитанника в группе, дошкольном учреждении
 
Качество образовательного процесса
Реалистичность содержания дошкольного образования.
Концептуальность образовательного процесса.
Оснащенность образовательного процесса.
Квалифицированность кадров.
Результативность образовательного процесса
 Наличие утвержденного учебного плана учреждения дошкольного образования, его соответствие типовому учебному плану, дифференцированным образовательным услугам, в том числе на платной основе, образовательным стандартам дошкольного образования.
Соответствие содержания дошкольного образования, в том числе образовательных услуг на платной основе, утвержденной учебной программе.
 Соответствие используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.
 Соответствие оснащенности образовательного процесса учебно-методическими комплексами установленным требованиям.
 Уровень соответствия организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования: концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии: планирование и организация образовательного процесса на основе педагогической диагностики развития воспитанника, которую проводит воспитатель во взаимодействии с другими педагогами с целью оптимального выбора педагогических стратегий в соответствии с показателями воспитания, обучения и развития, утвержденными образовательными стандартами дошкольного образования и учебной программой дошкольного образования.
Уровень соответствия развивающей предметной среды установленным требованиям.
Динамика образовательного и квалификационного уровней педагогических и медицинских кадров (профессиональная компетентность), результативность методического сопровождения их деятельности.
Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников
Качество условий образовательного процесса
Открытость дошкольного учреждения.
Обеспеченность материально-технической базы.
Финансируе-мость
Уровень соответствия форм взаимодействия участников образовательного процесса нормам, установленным законодательством.
Соответствие кадрового состава утвержденным для дошкольных учреждений типовым штатам. Наличие вакансий, интенсивность движения кадров.
Уровень соответствия материально-технической базы дошкольного учреждения установленным нормативам.
Выполнение государственных социальных стандартов по финансированию содержания одного воспитанника в год.
Формирование и объемы бюджетных, внебюджетных расходов на год
 
6. Требования к организации воспитательной работы
Целью воспитательной работы является формирование разносторонне развитой, творческой личности воспитанника, в том числе формирование у него нравственных норм.
Воспитательная работа направлена на:
создание условий для ранней социализации и саморазвития личности воспитанника;
овладение воспитанниками основами здорового образа жизни;
формирование национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры.
Направлениями воспитательной работы являются:
воспитание основ культуры здорового образа жизни;
нравственное воспитание;
патриотическое воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание
гендерное воспитание;
экологическое воспитание;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
семейное воспитание.
Воспитательная работа организуется на основании плана воспитательной работы, который является составляющей план работы дошкольного учреждения на соответствующий учебный год.
7. Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы дошкольного образования
7.1 Требования к кадровому обеспечению
Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, увтерждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Педагогические работники должны проходить повышение квалификации, в том числе в форме стажировки, не реже одного раза в 5 лет.
7.2 Требования к материально-техническому обеспечению
Материально-техническая база дошкольного учреждения должна включать:
помещения, кабинеты, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;
помещения для занятий физической культурой;
иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
перечни мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для реализации образовательной программы дошкольного образования, утверждаются в установленном законодательством порядке.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.