Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 79 человек

Методические рекомендации для родителей

Дата: 2 мая 2015 в 22:50, Обновлено 20 октября 2015 в 22:03

 

Ребёнок в общении с другими людьми

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Мы очень надеемся, что с вашей помощью ребята узнают много нового и полезного о безопасном поведении с незнакомыми людьми. Предлагаем занимательные игры и задания для ваших детей. Мы надеемся, что вы и ваш ребёнок активно включитесь в образовательный процесс. Приглашаем вас к совместной деятельности!

1.Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении в обществе: «Чужой за дверью», «Чужой предлагает угощение», «Чужой предлагает покататься на машине», «Чужой предлагает посмотреть на котёнка или щенка в укромном месте» и т.д.

2.Вместе с ребёнком понаблюдайте за поведением людей в ближайшем окружении (в деревне, на даче, во дворе дома) и замечайте опасные ситуации; решите проблемный вопрос «Почему эта ситуация может стать опасной?».

3.Поиграйте на досуге в игры: «Спасибо, не хочу! . «Скажи «нет»!», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Узнай настроение человека по выражению его лица, позе, походке, голосу», настольно-печатную игру «Лото осторожностей».

4.Прочитайте детям стихи, рассказы о правилах поведения детей в общении с незнакомыми людьми: А. Толстой. «Девочка и разбойники»; Г. Андерсен. «Снежная королева»; А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; А. Толстой. «Золотой ключик»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев»; народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»; Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

5.Расскажите ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Осторожно: незнакомец!», «Внимание — за тобой следит, наблюдает чужой человек!», «Осторожно: незнакомые места!» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям.

6.Нарисуйте с ребёнком памятку «Как себя вести в общении с незнакомыми людьми».

7.Составьте с ребёнком рассказ  «Происшествие в моём дворе».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

1.Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении на улицах города, журнал Госавтоинспекции г.Минска № 7 (16) 2008 г. «Мы — классные пешеходы!», «Мы с тобою пешеходы» ГАИ МВД Республики Беларусь, Андриевский В., Коврижина К. «Дети и дорога» (выпуски №1,2,3).

2.Вместе с ребёнком рассмотрите свой район, улицу, ближайший перекрёсток, найдите безопасные и опасные участки пути, решите проблемный вопрос «Почему это место бывает опасным?».

3.Совершите экскурсию по улицам города.

4.Составьте фотоколлаж из семейных альбомов «Наш город» (места, где вы с ребёнком любите бывать).

5.Поиграйте на досуге в игры: «Перекрёсток», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Лабиринт», «Направо — налево».

6.Прочитайте детям стихи, рассказы о поведении детей на улице: С. Маршак. «Автобус № 26»; В. Семерин. «Запрещается, разрешается!»; Г. Сапгир. «Мой приятель — светофор»; В. Лученок. «Светофор»; О. Тарутин. «Для чего нам светофор»; Я. Пишумов. «Азбука города»; С. Михалков. «Моя улица», «Наши дела»; Е. Сигал. «Машины на нашей улице»; В. Рублях. «Правила дорожного движения»; Н. Извекова. «Пра¬вила дорожного движения»; Н. Носов. «Автомобиль», «Метро», «На горке»; Ю. Мориц. «Билет на дачу»; Г. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»; Б. Заходер. «Строители»; В. Маяковский. «Что такое хорошо, что такое плохо?».

7.Загадайте детям загадки о транспорте, светофоре, пешеходном переходе.

8. Расскажите ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Улица — не место для игр!», «Игры во дворе», «Где можно кататься на велосипеде?», «Если ты потерялся в городе?», «Как выходить из транспорта?», «Поведение в автобусе», «Весёлые игры возле проезжей части» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям.

9.Рисуйте, фотографируйте с ребёнком: «Перекрёсток», «Наш город».

10.Побеседуйте с детьми «Зачем нужны правила пешеходам, пассажирам?».

11.Составьте рассказ «Мой путь к детскому саду».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

1.Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении дома.

2.Вместе с ребёнком рассмотрите свою квартиру, дом, найдите безопасные и опасные места, решите проблемный вопрос «Почему это место бывает опасным?».

3.Посетите выставку «Безопасный дом», музей МЧС.

4.Составьте памятки, фотоколлаж из семейных альбомов, из старых журналов: «Наш дом», «Правила безопасности в доме» (бытовая химия и техника в доме, совместная уборка помещений и т.п.).

5.Поиграйте на досуге в игры: «Что где находится?», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Назови ошибки Незнайки».

6.Прочитайте детям стихи, рассказы о поведении детей в доме: Н. Носов. «Живая шляпа», «Телефон», «Винтик, Шпунтик и пылесос»; С. Маршак. «Жил человек рассеянный», «Мороженое»; русская народ¬ная сказка «Заюшкина избушка»; английская народная песня «Дом, который построил Джек» (пер. С. Маршака); Б. Заходер. «Мартышкин дом»; В. Инбер. «Сдаётся квартира»; В. Драгунский. «Двадцать лет под кроватью»; К. Чуковский. «Федорино горе». «Мойдодыр»: М. Бородицкая. «Убежало молоко»; В. Орлов. «Цветное молоко»; Г. Андерсен. «Принцес-са на горошине». «Стойкий оловянный солдатик»: И. Крылов. «Любопытный»; Л. Короткевич. «Не играй с огнём!»; Л. Толстой. «Пожар». «Пожарные собаки»; Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; В. Маяковский. «Что такое хорошо, что такое плохо?»; С. Михалков. «Наши дела»; Я. Аким. «Неумейка».

7.Расскажите ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Чужие люди за дверью», «Осторожно: лифт!», «Внимание: розетка!», «Осторожно: мокрый пол!» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям.

8.Фотографируйте вместе с ребёнком различные ситуации поведения в доме: «Уборка в квартире», «Стираем вместе», «Купание кукол», «Готовим пирожки с мамой» и др.

9.Предложите детям нарисовать рисунки на темы: «Наш дом», «Как я помогаю маме».

10.Потренируйте с детьми навыки вызова службы спасения, обращения за помощью.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №3

1.Рассмотрите с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении в природе: «Гроза», «На воде», «Осторожно: ядовитые растения!», «Заблудился в лесу», «Животные: полезные и опасные», «Осторожно: гололёд!».

2.Вместе с ребёнком рассмотрите природное окружение своей деревни, дачи, участки во дворе дома и найдите там опасные и безопасные места (колючие кустарники, проволоку, разбитое стекло, очень высокую горку и т.д.); решите проблемный вопрос «Почему это место бывает опасным?».

3.Посетите выставку природы, музей природы.

4.Составьте фотоколлаж из семейных альбомов, вырезок из старых журналов «как мы отдыхаем на природе» (у костра, у водоёма, в лесу и т.п.).

5. Загадайте загадки о растениях и животных Беларуси, о природных явлениях (гололёд, гроза, ураган, сильная жара, метель).

6.Поиграйте на досуге в игры: «Чей это дом?», «Вкусно — опасно», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Назови ошибки Незнайки», «Опасность рядом».

7.Прочитайте детям стихи, рассказы о правилах поведения детей в природе: А. Дмитриева. «Бездомная кошка»; В. Бианки. «Ёж-спасатель»; В. Сутеев. «Палочка-выручалочка», «Под грибом»; А. Усачёв. «Рассказ водолаза»: В. Заходер (по А. Милну). «Вини-Пухивсе-все-все»; Г. Ладонщиков. «Упрямый козлик»; Л. Толстой. «Как меня в лесу застала гроза», «Филипок»; В. Одоевский. «Мороз Иванович»; С. Маршак. «Двенадцать месяцев»; А. Островский. «Снегурочка»; Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».

8.Расскажите ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Осторожно: бездомное животное!», «Внимание — ядовитые растения!», «Осторожно: гроза!», «Осторожно: гололёд!». «Как вести себя на горке зимой?», «Чтобы не случился пожар в лесу» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям.

9.Фотографируйте вместе с ребёнком различные ситуации поведения в природе: «Как дети играли с бездомным животным», «Купание в жаркий день», «Гололёд», «Дети играют с ядовитыми растениями», «Катание на горке» и др.

10.Нарисуйте с детьми рисунки на темы: «Как мы ходили в лес», «Как мы отдыхали на море», «Как мы спасали бездомное животное» и др.

11.Познакомьте с правилами катания на санках, лыжах, ледяных дорожках.

12.Познакомьте с пословицами и поговорками о поведении человека и его поступках.

13.Тренинг: «Я заблудился», «Ко мне подошла собака».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация «Кризис 3-х лет»

Кризис трех лет: как договориться с ребенком.

Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат соседские бабушки и прохожие.

 «Ничего подобного, все в полной норме!» Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста.  Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Итак, малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет. Став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

- Машенька, пойдем гулять?

- Не-ет! Не пойдем!

- Ну хорошо, тогда дома поиграем!

- Не-ет! Не хочу дома!

- Пойдем тогда в гости сходим.

- Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

- Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

- Купи машинку!

- Она тебе нужна?

- Да-а-а!

Через минуту интерес к машинке иссяк и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

- Подними! - командует маме.

- Нет уж, сам подними.

- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

7. Деспотизм и ревность.

- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?

- Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, но буря настигает его изнутри - вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати

Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…~~

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!

Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)

Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.

Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра - на людях. Что делать тогда?

Кстати

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка.~~

На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.

Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.

Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры - будем рисовать».

Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Ситуация из жизни

Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Ярослав спохватывается:

- Не хочу разрезанное, хочу целое!

Мама:

- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.

- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.

Неправильная реакция: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.

Правильная реакция: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и как ни в чем не бывало ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!» - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?

В любом случае поведение взрослого - модель для действий ребенка: будете вести себя агрессивно - сын или дочь в точности «считают» все до мелочей, в будущем переняв агрессию в любых конфликтных ситуациях; отреагируете спокойно - тому же научите отпрыска.

Можно попробовать провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы яблоко было целое?» Или: «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?» Не исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к умению договариваться.

 

 

Консультация «Скоро в школу»

 

Готовность к школьному обучению – что это такое?

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

1.    Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

o    общего физического развития;

o    моторики руки;

o    работоспособности;

o    характеристики движений;

o    произвольной регуляции действий.

2.    Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

o    восприятия;

o    памяти;

o    внимания;

o    мышления;

o    речи;

o    круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3.    Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

o    уровня развития эмоционально-волевой сферы;

o    уровня развития коммуникативных навыков;

o    мотивации к обучению;

o    самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Удачи вам и вашим детям!

 

На пороге школьной жизни     

На пороге школьной жизни1 сентября – не просто замечательный праздник, но и новый этап в жизни вашего ребенка. Меняется все: образ жизни, степень ответственности, распорядок дня, увлечения и круг общения.

Меняется жизнь всей вашей семьи – школьный график неминуемо влияет на расписание родителей. И к этому изменившемуся миру ребенку не так легко привыкнуть. Как облегчить ему первое время новой жизни?

Пробудить любопытство

Хуже всего учатся и быстрее всего убегают из школы после занятий дети нелюбопытные. Им неинтересна история и биология, они искренне не понимают, почему должны тратить столько времени на такие скучные вещи. И обучение (сначала в школе, затем и в университете) воспринимают, как неминуемое зло.

Любопытство необходимо прививать. Почаще рассказывайте ребенку о том, как интересно учиться, причем интересно решительно все: от литературы до математики.

С правильным настроем ваш ребенок будет мечтать о первых уроках и, получив свои первые учебники, с трудом сможет от них оторваться. Кстати, если ребенок в первые же дни будет не только выполнять домашние задания, но и прочитывать на несколько параграфов вперед, ни в коем случае не запрещайте такое самообразование. Это же от любопытства!

Чем еще вы можете спровоцировать тягу к знаниям? Яркими детскими энциклопедиями, обучающими компьютерными программами, интересными документальными фильмами. Возможностей множество, главное – осознать их значимость.

1 сентября – семейный праздник

Праздновать День знаний – прекрасная семейная традиция. Подумайте, чем ваша семья займется в этот день – от праздничного завтрака для первоклашки до семейного ужина.  Пригласите друзей ребенка и друзей семьи. Единственное, стоит избегать традиционной иронии у взрослых: "Бедные дети, от звонка до звонка десять лет" и воспоминаний о школе в духе "Двоечником был, хулиганом страшным, и после выпускного в школу – ни ногой".  Что вы подарите первокласснику? Психологи настоятельно рекомендуют в этот день дарить школьникам любого возраста предметы обучающие. Глобус, микроскоп, энциклопедии и т.д. Позже вы сможете обсуждать с учителем, что больше всего пригодится ученику того или иного класса.

Валерианку – родителям

Однако, сам День знаний становится не столько праздником, сколько серьезным испытанием для нервной системы. Объясните ребенку, что волноваться нечего и все в любом случае пройдет хорошо. В то же время дети очень хорошо чувствуют настроение родителей, так что самим лучше выпить валерианки. Если ребенок все же волнуется, лучше прийти на школьный двор заранее. Обойти школу, познакомиться с одноклассниками, поговорить с учительницей. Если ребенок стесняется, помогите ему представиться и разговориться. И постарайтесь не дергать его замечаниями. Ему куда страшнее, чем вам, и не так уж и важно, как он сейчас стоит, почему не улыбается в камеру и ковыряет носком туфли асфальт.

Школьнику – взрослую комнату

1 сентября – отличный день для того, чтобы заменить детскую мебель на подростковую. Пусть в комнате появится рабочий стол, а игрушки постепенно начнут уступать место книгам.

Создавая подходящую обстановку, мы включаем ребенка в образовательный процесс. Не стоит недооценивать этот шаг: в комнате, заваленной игрушками, учиться невозможно. Разумеется, выбрасывать ничего не стоит, часть игрушек можно просто сложить в удобные коробки, из которых ребенок всегда сможет их достать.

Не бывает незначительных проблемНе забывайте спрашивать у ребенка, что его беспокоит в его новой жизни. Лишь незначительный процент детей чувствует себя комфортно в школе и радуется новому статусу, не стоит внушать своему ребенку, что он должен с энтузиазмом идти на уроки, должен со всеми дружить, должен быть примерным учеником. Между этими бесконечными "должен" и личной ответственностью – бездонная пропасть, потому что первое относится к внушению (которое затем перерастает в комплексы), а второе – к осознанию своих поступков и их последствий.

Учите ребенка быть ответственным, не внушайте ему искусственные "должен".

Сказать "ты должен радоваться, как все дети" куда проще, чем попытаться разобраться с проблемами. Но уход от проблем приводит к еще большим проблемам.  Постарайтесь разобраться с каждой причиной для беспокойства: отношения в классе, проблемы с запоминанием и концентрацией внимания, страх перед учителем, страх перед устными ответами и работой у доски. Ребенок также может заскучать по старой жизни. Один знакомый малыш страшно переживал оттого, что несколько лет подряд смотрел утром любимые мультики по телевизору, а теперь в это время он в школе.  Мелочь? А для ребенка почти трагедия. И в ваших силах сделать так, чтобы вашему ребенку ничто не омрачало вступление в новый жизненный этап – ни серьезные трудности, ни досадные мелочи.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.