Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 87 человек

Экологические центры в группах

Дата: 2 мая 2015 в 19:42, Обновлено 27 октября 2015 в 21:10

Компоненты экологического центра

 в младших  группах:

 

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, ин­тересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цвет­ками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зо­нальная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гиб­ридная, амариллис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонек), гор­тензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытье широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знаком­ство с некоторыми признаками живого).

Растения в аквариуме: стрелолист, водяной мох и другие (разная форма, окраска). Они хороши для наблюде­ния и созерцания.

Искусственные растения: Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выпол­ненным «двойникам» реальных растений (сравнение объек­тов по признаку «живое — неживое»).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов - для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; «игровые» посевы (зеленые колобки, ежики и др.), садик для Дюй­мовочки (макет с комнатными цветами - для игры с малень­кими куклами); букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (же­луди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и дру­гие.

Животный мир: аквариум с крупными улитками и яркоокрашенными рыбками (например одна-две разновидно­сти золотой рыбки: вуалехвост, карасик); клетка с птицами (волнистый попугайчик).

Сезонные живые объекты временного содер­жания (на небольшой срок): различные насеко­мые в садках (гусеница, куколка, крупные жуки), лягушка. С животными обращаются очень осторожно и после на­блюдений обязательно выпускают в привычную для них среду.

Лабораторный материал для эксперименти­рования: песок разного цвета, сосуды для воды, песочни­ца и мини-бассейн, наборы игрушек к ним; материал для изготовления цветного льда; материал для «рисования» цвет­ным песком (по типу песочных часов); бумага разного цвета и плотности; материал для игр с мыльной пеной; поролон цветной, пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, фольга разного цвета, предме­ты для игр с тенью; зеркальце для игр с солнечным зай­чиком.

Простейшие приборы и приспособления: лупы; «волшебные» очки - цветные «стеклышки» (из пластмассы), «ящик ощущений» (волшебный сундучок, чудесный мешо­чек), сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной емкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хло­пьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндерсюрприза» (в них про­деланы мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со зна­комыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и пр.).

Дидактическая игра «Найди пару»:

- «шумящие коробочки» (коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного раз­мера, издающие разные звуки; задача ребенка - подобрать похожие по звучанию);

- «теплые» сосуды (для упражнений с водой разной тем­пературы).

Дидактическая игра «Найди одинаковые»:

- «звонкие бутылочки» (емкости, заполненные разным количеством воды и подвешенные к опоре; если по ним сту­чать, издают разные по тональности звуки).

- различные игры-вкладыши с формами листьев, пло­дов, семян, цветов.

Простейший календарь природы из 2-4 страниц (картина с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами).

Макеты:  (плоскостные и объемные): «Кто живет в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растет на лугу»,

Музейные и коллекционные материалы:  разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «Времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы)

 

Экологические центры в группах

 

Средняя группа

Комнатные растения: к 3-4 видам, имеющимся в центре младшей группы, добавляют 2-3 новых вида, с уче­том следующих требований:

а). Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками),

- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные проти­рают влажной кисточкой и т. п.);

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

- видов одного рода - герани, бегонии, фуксии. Выбор новых видов зависит от того, какие растения были

у этих детей в младшей группе. Например:

Младшая группа                              Средняя группа

 -  фуксия гибридная                                   все растения младшей группы

 -  фикус эластика                                        плюс герань крупноцветковая,

-   бальзамин-огонек                                   бальзамин и фиалка узумбарская

 - герань зональная   

б)      . Предпочтение отдается обильно и эффектно цветущим
видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) . Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков
(«фиалковая полянка»), ампельные (свисающие) растения,
которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные
каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань
ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г).      За растениями, которые используются не в учебных,
а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д). Желательно наличие различных видов аквариумных ра­стений — плавающих на поверхности, в толще воды, уко­реняющихся в грунте.

Искусственные растения — для сравнения и выде­ления признаков живого.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасо­ли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесенные с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесенные с участка цветущие осенью декоративные растения (например астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; «игровые» посадки и посевы, которые служат своеобразными декора­циями для организации различных игр; сезонные декоратив­ные растения в композициях-букетах.

 

 

Животный мир:

- обитатели аквариума (желательно взять емкость боль­шего, чем в младшей группе, объема): золотые рыбки (к уже имеющимся добавляют новые разновидности - телескопов разной окраски и формы, львиноголовку, красную шапоч­ку и др.); рыбки местных прудов для сравнения - карасики, карп, верховка и моллюски - ампулярия, лужанка, физа, катушка;

-  птицы: попугай, канарейка;

- млекопитающие: хомячок, морская свинка.

  Сезонные объекты временного содержания:

- аквариумы или большие банки с головастиками, ли­чинками, водными насекомыми (плавунец, водолюб) и ме­стными улитками (прудовик, катушка, лужанка, перловица);

- инсектарий для временного содержания насекомых;

- акватеррариумы (водяная черепаха, лягушка, жаба, тритон).

Лабораторный материал:

- тот же, что и в младшей группе (основа подбора - ин­терес, уровень знаний детей), а также земля и глина разно­го цвета и качества, мел; оборудование для игр и экспери­ментов с водой, снегом, льдом, для игр с мыльной водой и пеной, светом; краски; погремушки, некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета), крахмал, мука;

- приборы: песочные часы, весы, компас, разные тер­мометры, в том числе и тактильные.

Календарь природы из четырех блоков:

      I. Картина сезона, модели года и суток.

     II. Календарь - с моделями-значками (ясно, пасмурно,
дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся
стрелкой.

III.   Наглядно-схематическая модель наблюдений за пти­цами.

IV.  Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, пти­чьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: кор­зинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных рас­тений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

 

 

Старшая группа

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 2—3 новых вида, чтобы в центре были растения:

- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазя­щими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

- с разнообразными листьями (по размеру, форме, ок­раске, характеру поверхности);

- с различным расположением листьев (очередным, суп­ротивным — парные, мутовчатые);

- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Предпочтение отдается обильно цветущим видам, созда­ющим красочный уголок.

Искусственные растения — для сравнения.

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород (те же объекты, что и в средней и млад­шей группах; тепличка для размножения растений черенка­ми; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные «игровые» и экспериментальные посадки);

- террариумы и акватеррариумы с черепахами, лягуш­ками, тритонами).

Животный мир:

- аквариумы: с тепловодными и холодноводными рыба­ми, водными насекомыми, головастиками, моллюсками;

- птицы, размножающиеся в неволе: разные виды попу­гаев, амадины, канарейки (за птицами родного края дети наблюдают в природе);

- млекопитающие: хомячки, морские свинки.

Сезонные объекты временного содержания:

такие же, как и в средней группе (основа выбора — инте­рес детей); разнообразные садки и инсектарии для насеко­мых.

Лабораторный материал:

- разнообразные доступные приборы (разные лупы, мик­роскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, «волшебные» картинки (стереоскопические и др.);

- цветные очки, бинокли, линзы, магниты, резина, гибкий пластик;

- более разнообразный по сравнению со средней груп­пой материал для исследования: разная пластмасса, струж­ки, опилки различных пород дерева;

- безопасные красители, безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ);

- оборудование и материалы для кулинарных эксперимен­тов из овощей, фруктов.

Календарь природы (более сложный) — разнообраз­ные модели, отражающие высоту стояния солнца, темпера­туру воздуха, фенологические изменения в природе, напри­мер поведение птиц, — в зависимости от погоды и сезона и т. п.

Макеты: часть из них — такие же, как в средней груп­пе: леса, поля, луга, водоема, муравейника, пти­чьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса);

- новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мек­сиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедника, национального парка).

Музейные и коллекционные материалы: кор­зинка «времени года» (семена, плоды, шишки разных рас­тений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.);

- кол­лекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.