Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Вам нравится наш сайт?
Всего 79 человек

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Дата: 29 января 2015 в 20:53, Обновлено 8 ноября 2015 в 16:16

        Воспитание основ экологической культуры           детей старшего дошкольного возроста в процессе    экспериментально-исследовательской     деятельности

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, самостоятельно или в партнерстве со взрослым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Данная программа предполагает включение познавательно-исследовательской деятельности в развитие основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Программа “Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста” может быть введена в основную программу дошкольного образовательного учреждения вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим. Программа рассчитана на восемнадцать часов. Занятия проводятся с сентября по май два раза в месяц. В рамках данной программы рекомендуем проводить работу с дошкольниками не как регламентированные занятия, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы.

 

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

  • использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;
  • обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);

  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;

  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;

  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

 

Нормативные показатели познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста:

  • проявление интереса к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственного данного, постановка вопросов почему? зачем? как?;

  • стремление объяснить связь фактов, использование простого причинного рассуждения потому что…;

  • стремление к упорядочению, систематизации конкретных материалов;

  • проявление интереса к познавательной литературе, к символическим языкам: самостоятельно берется записывать наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Уровни освоения программы

Высокий уровень

Знает:

  • что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”, “газообразный”;

  • основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.); использует в речи соответствующие термины;

  • что происходит с водой при нагревании, замерзании; использует термины “расширение”, “сжатие”;

  • что такое туман, роса, снег, лед;

  • почему зимой подо льдом темнее;

  • куда уходит вода после дождя;

  • из чего состоят облака и тучи, почему идет дождь;

  • почему воду называют неутомимой путешественницей;

  • для чего нужен воздух;

  • основные свойства воздуха;

  • какие общие свойства у воды и воздуха;

  • главное различие воды и воздуха;

  • как очистить воздух в помещении;

  • виды почв, их состав и свойства;

  • как обнаружить в почве воздух;

  • из чего образуется перегной;

  • как продвигается вода в почве;

  • где можно встретить дикорастущие и культурные растения;

  • для чего удобряют почву;

  • почему нельзя загрязнять почву.

Умеет:

  • самостоятельно объяснять связь фактов (использует простое причинное рассуждение потому что);

  • упорядочить и систематизировать конкретные материалы;

  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то);

  • самостоятельно выстраивает простейшие экологические зависимости типа здоровая природа – здоровый я;

  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;

  • самостоятельно зарисовывать свои наблюдения.

Средний уровень:

Знает:

  • что такое вещество; три состояния вещества; использует в речи термины “жидкий”, “твердый”;

  • основные свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, изменяет форму, но сохраняет объем, имеет температуру, может замерзать, испаряться и т.д.);

  • куда уходит вода после дождя;

  • почему воду называют неутомимой путешественницей;

  • для чего нужен воздух;

  • основные свойства воздуха;

  • какие общие свойства у воды и воздуха;

  • главное различие воды и воздуха;

  • виды почв;

  • как обнаружить в почве воздух;

  • где можно встретить дикорастущие и культурные растения;

  • для чего удобряют почву;

  • почему нельзя загрязнять почву.

Умеет:

  • при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);

  • упорядочить и систематизировать некоторые материалы;

  • при помощи взрослого продолжить логическую цепочку: если…, то;

  • делать простейшие опыты по образцу;

  • зарисовывать свои наблюдения.

Низкий уровень

Знает:

  • простейшие свойства воды (безвкусная, бесцветная, без запаха, может замерзать, испаряться );

  • куда уходит вода после дождя;

  • для чего нужен воздух;

  • виды почв;

  • где можно встретить дикорастущие и культурные растения;

  • для чего удобряют почву;

  • почему нельзя загрязнять почву.

Умеет:

  • при помощи взрослого объяснять связь фактов (потому что);

  • делать простейшие опыты по образцу;

  • зарисовывать свои наблюдения.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.